«Военно-патриотическое воспитание и гражданское становление школьников
МОУ "СОШ № 4" на 2006-2010 гг.»
Разработчики программы:
Директор МОУ «СОШ № 4» - Людмила Ивановна Степкина
Заместитель директора - Константин Сергеевич Булыгин
Руководитель музея - Нина Дмитриевна Макарова
Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников для формирования социально-активной личности гражданина.
Задачи:
1. Формирование патриотизма (воспитание готовности к достойному служению Отечеству на военном и гражданском поприще, выполнению обязанностей по его защите, воспитание уважения к историческому прошлому страны, старшему поколению).
2. Формирование политической и правовой культуры личности (наличие объективного научного знания о политической действительности и потребности в ее осмыслении, знание политического устройства государства, основных политических институтов общества, государственных символов, подготовка школьников к участию в общественно-политической жизни страны, профилактика детской преступности, беспризорности, асоциального поведения детей и молодежи, профилактика экстремизма и воспитание толерантности).
Описание программы:
В 2000-2005 годах школа работала над реализацией программы «Патриотическое воспитание и гражданское становление школьников», в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 №122, основной целью которой было «создание системы патриотического воспитания», вернее, воссоздание практически разрушенной идеологической платформы, на которой основывалась политика страны.
Анализ реализации программы показал, что ее основные направления реализованы. Вместе с тем, есть необходимость в совершенствовании системы военно-патриотического воспитания, в которой одной из важнейших составляющих будет взаимодействие с социальной сферой (общественными организациями, государственными структурами, учреждениями культуры и спорта, семьями учащихся и т.д.).
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», ставит основной целью продолжение работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и обосновывает актуальность данной работы. На основании цели и задач, изложенных в данной программе, была разработана программа школы «Патриотическое воспитание и гражданское становление школьников на 2006-2010 годы».
За время реализации программы «Патриотическое воспитание и гражданское становление школьников МОУ «СОШ № 4» на 2006-2010 годы» были достигнуты определенные результаты:
1. Кадровое обеспечение программы:
Введена ставка освобожденного классного руководителя кадетских классов, преподавателя ОБЖ. Внесены коррективы в программу работы учителей физической культуры с кадетскими классами. Дополнены должностные обязанности педагога-психолога по мониторингу кадетских классов. На основании договорных отношений с военным комиссариатом г. Нефтеюганск, Нефтеюганского района и г. Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа, УВД г. Нефтеюганска, Отделом Государственного пожарного надзора по гг. Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – ОГПН ГУ МЧС России по ХМАО-Югре в реализации Программы участвуют офицеры-воспитатели военного комиссариата, УВД, ОГПН ГУ МЧС.
2. Научно-методическое и нормативное обеспечение образовательного процесса. Сформированы основы нормативно-правовой базы реализации программы. Разработаны Положения: - Об историко-краеведческом музее МОУ «СОШ №4» - О формировании кадетского класса в МОУ «СОШ №4» - О кадетском классе МОУ «СОШ №4». Разработана должностная инструкция освобожденного классного руководителя кадетского класса. |
|
3. Материально-финансовое обеспечение. В 2004-2005 учебном году была проведена реконструкция школьного музея. В настоящее время он занимает две комнаты общей площадью 42 квадратных метра и состоит из 2-х залов: Боевой славы и краеведческого. В зале Боевой славы расположено шесть постоянно действующих экспозиций: · Начало Великой Отечественной войны, оборона Бреста. · Великие сражения Великой Отечественной войны. · История 308/120-й гвардейской мотострелковой дивизии · История 336-ой бригады морской пехоты · Участники военных действий в Чеченской республике · Ветераны Великой Отечественной войны – жители г. Нефтеюганска. |
|
На основе собранного материала созданы новые сменные экспозиции, посвященные памятным датам: юбилей школы, 75-летие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 60-летие Победы, День защитника Отечества и другие:
«Будни Российской армии»; «История музея»; «Наследники славы отцов (история кадетских классов)»; «Есть такая профессия - Родину защищать (информация о выпускниках школы, проходивших службу в армии)»; История города «Как всё начиналось...»; История предприятий города Нефтеюганска; История школы; «Учитель, перед именем твоим…»; «Традиции школы»; «Школа сегодня».
В рамках реализации Программы школы «Управление качеством образовательного процесса на основе внедрения новых информационных технологий» музей оснащен современной аппаратурой (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, цифровой фото- и видеокамерой).
Оборудован кабинет для занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», тир, приобретено оборудование для спортивного зала. |
|
4. Взаимодействие с организациями и учреждениями В рамках реализации программы школа взаимодействует со многими государственными учреждениями и общественными организациями. Основными нашими партнерами являются Городской военный комиссариат, Комитет по делам молодежи администрации города Нефтеюганска. Взаимодействие с Клубом фронтовых друзей, Советом ветеранов, Советом старожилов способствует укреплению связи поколений. С целью формирования позитивного отношения к Российской Армии мы сотрудничаем с Омским кадетским корпусом, 336-ой бригадой морской пехоты, мотострелковой бригадой города Минска. Для реализации дополнительного образования в области военно-патриотического воспитания школа использует возможности спортивного комплекса «Сибиряк», отряда государственной противопожарной службы, РОСТО, школы олимпийского резерва. Занятия на базе музыкальной школы, школы искусств способствуют развитию эстетического восприятия школьников. |
|